АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский сад, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контакта со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10- дней, без осложнений. Вес без изменений.
- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности).Заболеваемость до двух раз сроком не более10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился
- тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью ( от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений.
В том случае, когда ребёнок не справляется с задачей адаптации к новым условиям, мы могут наблюдаться следующие симптомы:
- нарушение положительного эмоционального состояния ребёнка;
- ребёнок много плачет, стремится к эмоциональному контакту с взрослыми или, напротив, раздражённо отказывается от него;
- ребёнок испытывает сложности с установлением контакта с другими детьми;
- нарушение аппетита;
- нарушение сна;
- болезненно протекает разлука с родными;
- снижается общая активность;
- общее подавленное состояние.
При проявлении этих симптомов Ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к саду, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от сада ничего хорошего - ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если для вас сад- это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо - эти же чувства будут передаваться и ему.
Поведение родителей по отношению к ребенку начавшему впервые посещать детский сад
- Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
- На период адаптации не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
- Создать для него в семье спокойный, бесконфликтный климат.
- Щадить его ослабленную нервную систему.
- Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.
- На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач.
- Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
- Создать для него в выходные дни дома режим такой же, как в детском саду.
- Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
- При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.
- При выраженных невротических реакциях, по согласованию с воспитателем, оставить малыша на несколько дней дома.
Как не надо:
- В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде.
- «Наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать домой.
- Мешать его контактам с детьми в группе.
- Водить ребенка в многолюдные и шумные места.
- Конфликтовать с ним дома.
- Наказывать за детские капризы.
- В выходные дни резко изменять режим ребенка.
- Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с детским садом.
Если вы решили отдать малыша в дошкольное учреждение, не стоит планировать, что Вы сразу сможете работать в полную силу по плотному графику. Так бывает только в кино, а в жизни, к сожалению, будут и слезы, и частые болезни, и постоянное «сидение на больничном». Иллюзии на этот счет могут привести только к дополнительным стрессам.
Заранее ознакомьтесь с организацией периода адаптации детей в саду. Предупредите воспитателя о том, что любит Ваш ребенок, есть ли какие-либо противопоказания к определенным видам пищи. По дороге в детский сад обсудите с малышом, что его там сегодня ждет. Ваш спокойный голос создаст для него некую опору в незнакомом мире.
По дороге домой вспоминайте, что делали в детском саду, что видели, как играли. Не забудьте похвалить ребенка за то, что ел сам, что руки вымыл, что упал и не заплакал, что строил с Витей башню из кубиков. Важно, чтобы разговор о детском саде был окрашен положительными эмоциями.
Когда придет время оставить ребенка в группе на дневной сон, предупредите его заранее. Лучше всего в течение нескольких дней время от времени говорить: «Вот детки пойдут спать, а мы в другой раз с тобой тоже останемся и поспим. Давай посмотрим, где стоит твоя кроватка?».
Оставляя ребенка в группе до вечера, помните, что в эти дни он очень устает, бывает перегружен впечатлениями, с пониманием отнеситесь к его «необоснованным», на Ваш взгляд, просьбам и капризам. Он может попроситься на руки, может отказаться сам есть и побоится засыпать один. Не волнуйтесь – это не результат избалованности, а следствие усталости и тоски по маме. Пойдите ему навстречу, не сердитесь и не раздражайтесь. Помните, малышу намного тяжелее, чем Вам. Ему нужна Ваша помощь.