Рабочая программа учителя - логопеда сформирована на основе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой; Программой логопедической работы по коррекции нарушений речи Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием»; "Программой коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР" Н.В. Нищевой.
Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности МДОАУ «Детский сад №»1 «Солнышко»
Законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного;
Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Санитарно–эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы (СанПин 2.4.3648-20) утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 года № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
Уставом МДОАУ «Детский сад №1 «Солнышко» утверждённым постановлением главы района от 21 июня 2016 года № 407.
Образование ведется на русском языке, родной язык из числа языков народов Российской Федерации.
Содержание рабочей программы учителя - логопеда отражает реальные условия группы детей, имеющих речевые нарушения и их возрастные и индивидуальные особенности развития. Однако данные программы по коррекции нарушения речи разработаны для логопедических групп, поэтому возникла необходимость в написании рабочей программы, в основу которой вошли следующие методические разработки:
Технологии О.И. Крупенчук "Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе" (4-6 лет)
Р.А. Кирьянова "Комплексная диагностика дошкольников в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи"
Т.Р. Кислова "По дороге к Азбуке"
Пособие В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Домашние тетради для закрепления звуков».
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико- грамматических категорий языка, развитие связной речи в условиях логопедического пункта общеразвивающего детского сада. Эта программа поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу МДОАУ "Детский сад №1 "Солнышко", позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, связанных с овладением чтения и письма в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также их социализации.
Цель программы – обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
В процессе коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями решаются следующие задачи:
раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОО;
преодоление недостатков в речевом развитии;
воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта;
профилактика нарушений письменной речи;
развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи;
развитие в процессе коррекционной работы психических функций: слухового и зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки;
осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОО и специалистами медицинских учреждений. Обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях;
формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.